Пройдя через пустыню смерти… - Гайская Новь

Пройдя через пустыню смерти…

08.12.2020 09:28

Они не задаются лишними вопросами, не терзаются мыслями, правильно ли то, что они делают. Иначе не выжить. Парни знают одно – пока у них нет будущего, и дай Бог, чтобы наступило время, когда оно появится. Когда они смогут мечтать о доме, семье, простом человеческом счастье… как все. А сейчас их настоящее – это пыль, грязь и взрывы, от которых из ушей течет кровь, но если ты услышал их, значит, ты еще жив! Это Афганистан.

Тахир Хуснулин с детства был сорвиголова. Он и сам о себе отзывается:

— Я с малых лет прямой, как железный лом, честный, хулиганистый. Во всех делах и играх заводила и активист. У меня даже прозвище среди друзей было «мужик» — такое уважительное отношение сверстников. Представляете, что это значит для пацана?

Когда Тахиру исполнилось 18 лет, он так хотел пойти в армию, что до последнего скрывал, как болит правый бок. В результате вместо того, чтобы попасть на сборы, попал в больницу – произошел разрыв аппендикса.

— Но я чувствовал, что все равно моя дорога — в Афганистан. Наверное, я к этому стремился подсознательно: меня всегда привлекали оружие, взрывы, игры в войнушку. Опасность – это адреналин для мальчишек.

Друзья Хуснулина уехали служить в Витебск и Кострому, а он, отучившись на связиста в Фергане (Узбекистан), — прямиком на передовую, в Баграм (центр Афганистана), выполнять интернациональный долг по урегулированию отношений внутри дружественной нам страны.

Тахира зачислили в первый батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка, которым командовал капитан Иван Аркадьевич Гордейчик.

В армии Хуснулин получил очередное прозвище «боевой слон Тоха». Возможно, сейчас это покажется нелепым, но для 19-летнего парня это словосочетание было очень важным, потому что придавало сил сражаться за то, для чего его отправила сюда Родина.

— Для нас долг был превыше всего, — говорит Тахир Фуатович. – Однажды минометный взвод, который мы прикрывали, попал под обстрел душманов, и мой друг Костя Сапрыкин из Барнаула получил тяжелое ранение. После лечения в госпитале его могли комиссовать, но он написал рапорт и остался в полку. Это называется солдатской честью! Поэтому когда меня спрашивают, ради чего я воевал, отвечаю – я воевал за своего комбата, за подразделение, за друзей и соратников, которые находились рядом и так же, как я, готовы были отдать свою жизнь. У нас не было мечты, потому что мы понимали: завтра может и не наступить, но мы верили, что будем живы!

Как-то во время бомбежки мой друг по прозвищу Кекс сказал командиру роты: «Товарищ старший лейтенант, вот бы нам после войны еще встретиться!» Его желание сбылось — мы встретились 11 февраля этого года в Москве, на праздновании 30-летия вывода советских войск из Афганистана.

Памятная «трешка»

Людям, привыкшим к мирной жизни, сложно понять, что испытывали еще совсем мальчишки, попав на войну. Наверное, поэтому Тахиру Фуатовичу часто задают вопрос: «А что Вы чувствовали тогда?» Он не скрывает: «Кайф, настоящий кайф! Когда ты вылезаешь из окопа, видишь рядом лицо друга и понимаешь, что ты прошел через ад, но остался жив, – вот это настоящее счастье!

Или когда ты лежишь в госпитале с желтухой, а тебе друг приносит две банки сгущенки. Тебе их нельзя, но ты выпиваешь их залпом. И это было маленьким счастьем.

Мы прошли через субтропики, горы и через Пули Хумри – пустыню смерти, где в тени +72 градуса. Афганистан прокачал нас, мама не горюй! Мы были единым целым и даже подумать не могли, что кого-то из своих можно бросить в беде. Вот этого адреналина, чувства дружеской взаимовыручки мне сейчас очень не хватает».

За год службы в Афганистане Тахир Хуснулин принял участие в 12 разведовательно-поисковых спецоперациях. Основную часть времени солдаты проводили в горах, преодолевая 40-километровые дистанции с немалым грузом боекомплекта и сухпайка (до 50 килограммов) на своих плечах. Один из запомнившихся гайчанину моментов службы – операция по освобождению гражданского аэродрома в городе Баглан, который был захвачен афганскими моджахедами. Вылетевшие на место советские солдаты, в числе которых был и он, под прикрытием вертолетов Ми-24 за сутки отбили аэродром у душманов.

5 октября 1989 года (за два дня до 21-летия) Тахир Хуснулин был награжден орденом Красной Звезды. И это тем более показательно, так как военнослужащий не получил в боевых действиях ни одного ранения, а как известно, именно раненые в Афганистане солдаты удостаивались чести носить этот орден.

Тахир Хуснулин очень любит свою маму и бережет ее, поэтому писал домой: «Со мной все хорошо, служу в Болгарии». Но разве можно обмануть материнское сердце? Жария  Динулловна  Хуснулина тихо лила слезы и молилась за сына.

Когда солдат вывели из Афганистана, у Тахира в кармане было всего три рубля. Первое, что он сделал – дал телеграмму: «Мама, я в Союзе». Но девушка, которая принимала сообщение, прочитав его, заплакала и не взяла деньги.

— Эти три рубля я пронес с собой через всю жизнь, — говорит Тахир Фуатович. —  Сейчас они лежат в альбоме рядом с другими купюрами, которые я коллекционирую. Когда-то мне казалось, что это занятие, не достойное «мужика», я же не «ботаник». Сейчас я понимаю: важно не то, чем ты увлекаешься, а что ты сам представляешь из себя.

На лезвии адреналина

Мирная жизнь для Тахира Хуснулина стала, как глоток свежего воздуха после затхлого подвала. Однако его душа по-прежнему требовала драйва, адреналина и опасности. Поэтому неудивительно, что молодой человек выбрал для себя работу в отделе внутренних дел.

— Это были «веселые» 90-е с разгулом преступности, и я раскрывал по 40 уголовных дел в месяц, — вспоминает Тахир Фуатович. – В детстве я был хулиганом, поэтому мог думать, как преступник. Это очень помогло в работе.

Шел 1993 год. Хуснулина отправили в командировку в Подольск для охраны  автомобиля, груженого орскими холодильниками. Агрегаты нужно было обменять на сахар. Однако на подъезде к городу на машину напали рэкетиры. Водителя тяжело ранили, а Тахиру удалось прострелить троих из четверых бандитов. Три четверти часа милиционер ждал своих коллег из подольского райотдела. Приехавшие заявили, что ему удалось то, чего не смогли они сами, – задержать членов одной из самых разыскиваемых бандитских группировок. Чуть позже журналист напишет об этих событиях статью, назвав ее «За сахаром с автоматом».

За отвагу, проявленную при задержании опасных преступников в условиях, сопряженных с риском для жизни, в 1994 году старший прапорщик  Хуснулин был награжден орденом «За личное мужество».

— Родиться с внутренним стержнем – это дар. Я благодарен судьбе за то, что он у меня есть, — говорит Тахир Фуатович. – И если было бы можно, я поделился бы с каждым подростком кусочком металла, отколов его от этого стержня. Мне так хочется донести им те принципы, которые понимаешь, получив жизненную закалку:
— Бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе.

— Свои проблемы научись решать сам, тогда их не будет.

— Должность, звания, деньги не приносят счастья, если они не заслужены и не заработаны.

— Жить нужно если не с Богом, то с совестью в душе. Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы относились к вам.

Вам, подрастающему поколению, жить в нашей стране. Мы выбрали свой путь, теперь ваш черед!
Хочу выразить особую благодарность руководителям восточной зоны Оренбуржья «Боевое братство» Владимиру Носову и Олегу Лоскутову за активное участие в военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Поделиться в соц сетях:

Вам также может понравиться: